- ГОСТ Р 41.13-2007: Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения
Терминология ГОСТ Р 41.13-2007: Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения оригинал документа:
2.11 автоматическое торможение (automatic braking): Торможение прицепа или прицепов, осуществляемое автоматически в случае разъединения транспортных средств, образующих комбинацию, включая разрыв сцепного устройства, при этом эффективность торможения остальных транспортных средств, входивших в комбинацию до разъединения, не должна ухудшаться.
Определения термина из разных документов: автоматическое торможение2.4.1 активизация (actuation): Воздействие на орган управления или прекращение воздействия.
Определения термина из разных документов: активизация2.15.2.2 встроенная тормозная система длительного действия (integrated endurance braking system): Тормозная система длительного действия, орган управления которой совмещен с органом управления рабочей тормозной системы таким образом, что обе тормозные системы приводятся в действие одновременно или поэтапно по мере перемещения общего органа управления.
Определения термина из разных документов: встроенная тормозная система длительного действия2.30 выборочное торможение (selective braking): Одна из функций комплексной электронной системы управления, заключающаяся в активизации отдельных тормозов с помощью автоматических устройств, при этом замедление движения является частью общего изменения характера движения транспортного средства.
Определения термина из разных документов: выборочное торможение2.22 гидравлическая тормозная система с аккумулятором энергии (hydraulic braking system with stored energy): Тормозная система, в которой энергия передается жидкостью, находящейся под давлением в одном или нескольких аккумуляторах, куда она подается одним или несколькими нагнетательными насосами, каждый из которых оснащен устройствами, ограничивающими давление таким образом, чтобы не было превышено его установленное максимальное значение, определяемое изготовителем.
Определения термина из разных документов: гидравлическая тормозная система с аккумулятором энергии2.16 груженое транспортное средство (laden vehicle): Транспортное средство, нагруженное до состояния максимальной массы (см. 2.17).
Определения термина из разных документов: груженое транспортное средство2.26 двухточечная связь (point-to-point): Топология электрической сети, предусматривающая попарное соединение объектов, каждый из которых имеет встроенный согласующий резистор, подключенный к линии связи.
Определения термина из разных документов: двухточечная связь2.12 инерционное торможение (inertia or overrun braking): Торможение, использующее силу, возникающую при приближении прицепа к тягачу.
Определения термина из разных документов: инерционное торможение2.31 исходные тормозные силы (reference braking forces): Тормозные силы, возникающие на поверхностях шин одной оси на роликовом испытательном стенде, сопоставленные с давлением в тормозной камере (камерах) или тормозном цилиндре (цилиндрах), значения которых должны быть декларированы изготовителем к моменту начала испытаний на соответствие настоящему стандарту.
Определения термина из разных документов: исходные тормозные силы2.15.2.3 комбинированная тормозная система длительного действия (combined endurance braking system): Встроенная тормозная система длительного действия, характеризующаяся тем, что общий орган управления, воздействующий на эту тормозную систему, дополнительно оборудован отключающим устройством, позволяющим органу управления воздействовать только на рабочую тормозную систему.
Определения термина из разных документов: комбинированная тормозная система длительного действия2.17 максимальная масса (maximum mass): Технически допустимая максимальная масса, заявленная изготовителем транспортного средства и могущая превышать максимально допустимую массу, установленную национальным законодательством.
Определения термина из разных документов: максимальная масса2.20 максимальная статическая нагрузка на колесо/ось (maximum stationary wheel/axle load): Статическая нагрузка на колесо/ось груженого транспортного средства.
Определения термина из разных документов: максимальная статическая нагрузка на колесо/ось2.1.1 механическое транспортное средство (mechanical vehicle, power-driven vehicle): Любое самоходное транспортное средство категорий M u N в соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 52051.
Определения термина из разных документов: механическое транспортное средство2.19 нагрузка на колесо/ось (wheel/axle load): Вертикальная статическая реакция (сила воздействия) дорожной поверхности на колесо транспортного средства/колеса оси транспортного средства в зоне контакта.
Определения термина из разных документов: нагрузка на колесо/ось2.15.2.1 независимая тормозная система длительного действия (independent endurance braking system): Тормозная система длительного действия, имеющая отдельный орган управления, не связанный с органами управления других тормозных систем.
Определения термина из разных документов: независимая тормозная система длительного действия2.9 неразделенное торможение (continuous braking): Торможение комбинации транспортных средств (автопоезда), осуществляемое тормозной системой, имеющей следующие особенности:
2.9.1 единый орган управления, который водитель постепенно активизирует одним плавным движением со своего рабочего места;
2.9.2 один источник, из которого поступает энергия, предназначенная для торможения транспортных средств, образующих комбинацию, причем такой энергией может быть мускульная энергия водителя;
2.9.3 одновременное торможение всех транспортных средств, образующих комбинацию, или же торможение с определенным смещением по фазе одного транспортного средства относительно другого вне зависимости от их взаимного положения.
Определения термина из разных документов: неразделенное торможение2.28 номинальное значение (nominal value): Значение из совокупности номинальных значений, требуемых для описания эффективности торможения и необходимых для установления передаточной функции тормозной системы путем сопоставления параметров на выходе и на входе одиночных транспортных средств и их комбинации.
2.28.1 Для механического транспортного средства номинальное значение - характеристика, которая соотносит удельную тормозную силу этого транспортного средства с уровнем входного воздействия на тормозную систему и может быть подтверждена испытанием.
2.28.2 Для прицепа номинальное значение - характеристика, которая соотносит удельную тормозную силу с сигналом, поступающим от сцепного устройства, и может быть подтверждена испытанием.
Определения термина из разных документов: номинальное значение2.28.3 номинальное требуемое значение (nominal demand value): Для регулятора усилия в сцепном устройстве - характеристика, которая соотносит сигнал, поступающий от сцепного устройства, с удельной тормозной силой и которая должна находиться в пределах совместимости (см. приложение К) и может быть подтверждена испытанием.
Определения термина из разных документов: номинальное требуемое значение2.23 одновременная блокировка передних и задних колес (simultaneous lockup of the front and rear wheels): Ситуация, когда временной интервал между начальным моментом блокировки последнего (второго) колеса задней оси и начальным моментом блокировки последнего (второго) колеса передней оси составляет менее 0,1 с.
Определения термина из разных документов: одновременная блокировка передних и задних колес2.4 орган управления (control): Часть тормозной системы, на которую непосредственно воздействует водитель (или в случае прицепа соответствующей конструкции - сопровождающее лицо), обеспечивая подачу в тормозной привод энергии, необходимой для торможения, или управляя такой подачей.
Примечание - Этой энергией может быть или мускульная энергия водителя, или энергия из другого источника, управляемого водителем, или кинетическая энергия прицепа, или сочетание этих видов энергии.
Определения термина из разных документов: орган управления2.21.1 орган управления электрической рекуперативной тормозной системы (electric regenerative braking control): Устройство, модулирующее действие электрической рекуперативной тормозной системы.
Определения термина из разных документов: орган управления электрической рекуперативной тормозной системы2.25 передача информации (data communication): Передача оцифрованной информации в соответствии с протоколом.
Определения термина из разных документов: передача информации2.1.2.1 полный прицеп (full trailer): Прицеп, имеющий не менее двух осей и оборудованный буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и служит для поворота передней(их) оси(ей), но не передает какой-либо значительной нагрузки на буксирующее транспортное средство.
Определения термина из разных документов: полный прицеп2.1.2.2 полуприцеп (semi-trailer): Прицеп, ось(и) которого расположены) позади центра масс прицепа (при равномерной загрузке) и который оборудован сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее транспортное средство.
Определения термина из разных документов: полуприцеп2.10 полуразделенное торможение (semi-continuous braking): Торможение комбинации транспортных средств (автопоезда), осуществляемое тормозной системой, имеющей следующие особенности:
2.10.1 единый орган управления, который водитель постепенно активизирует одним плавным движением со своего рабочего места;
2.10.2 два отдельных источника энергии (одним из которых может быть мускульная энергия водителя), предназначенной для торможения транспортных средств, образующих комбинацию;
2.10.3 одновременное торможение всех транспортных средств, образующих комбинацию, или же торможение с определенным смещением по фазе одного транспортного средства относительно другого вне зависимости от их взаимного положения.
Определения термина из разных документов: полуразделенное торможение2.14 поэтапное торможение (phased braking): Способ торможения, который может быть применен, когда два или более источника торможения активизируются одним органом управления, причем эти источники активизируются один за другим по мере перемещения органа управления.
Определения термина из разных документов: поэтапное торможение2.1.2 прицеп (trailer): Несамоходное транспортное средство категории О в соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 52051, сконструированное и предназначенное для буксирования механическим транспортным средством.
Определения термина из разных документов: прицеп2.1.2.3 прицеп с центральной осью (center-axle trailer): Прицеп, оборудованный буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось(и) которого расположена(ы) вблизи центра масс прицепа (при равномерной загрузке) так, что на буксирующее транспортное средство передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% соответствующей максимальной массы прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).
Определения термина из разных документов: прицеп с центральной осью2.18 распределение массы по осям (the distribution of mass among the axles): Распределение воздействия силы тяжести на массу транспортного средства по осям транспортного средства и/или распределение составляющих этой массы по осям транспортного средства.
Определения термина из разных документов: распределение массы по осям2.13 регулируемое торможение (progressive and graduated braking): Торможение, при котором в пределах нормального диапазона условий работы оборудования в процессе активизации тормозов (см. 2.4.1):
2.13.1 водитель может в любой момент увеличить или уменьшить тормозную силу соответствующим воздействием на орган управления;
2.13.2 тормозная сила изменяется пропорционально воздействию на орган управления таким образом, что при увеличении воздействия на орган управления тормозная сила увеличивается, а при уменьшении - уменьшается (монотонная функция);
2.13.3 тормозную силу можно легко регулировать с достаточной точностью.
Определения термина из разных документов: регулируемое торможение2.27 регулятор усилия в сцепном устройстве (coupling force control): Система/функция, автоматически уравнивающая удельные тормозные силы тягача и прицепа.
Определения термина из разных документов: регулятор усилия в сцепном устройстве2.33 сигнал аварийного торможения (emergency braking signal): Логический сигнал, информирующий об активизации аварийного тормоза в соответствии с 5.2.1.31.
Определения термина из разных документов: сигнал аварийного торможения2.32 сигнал торможения (braking signal): Логический сигнал, информирующий об активизации тормоза в соответствии с 5.2.1.30.
Определения термина из разных документов: сигнал торможения2.2 тип транспортного средства (vehicle type): Транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:
2.2.1 в случае механических транспортных средств:
2.2.1.1 категории транспортного средства (см. 1.1);
2.2.1.2 максимальной массы (в соответствии с определением, содержащимся в 2.17);
2.2.1.3 распределения массы по осям;
2.2.1.4 максимальной конструктивной скорости;
2.2.1.5 тормозных устройств различного типа, в частности наличия или отсутствия устройств для торможения прицепа, наличия системы электрического рекуперативного торможения;
2.2.1.6 числа, расположения и конструкции осей;
2.2.1.7 типа двигателя;
2.2.1.8 числа передач и значений передаточных чисел;
2.2.1.9 передаточных чисел ведущих мостов;
2.2.1.10 размеров шин;
2.2.2 в случае прицепов:
2.2.2.1 категории транспортного средства (см. 1.1);
2.2.2.2 максимальной массы (в соответствии с определением, содержащимся в 2.17);
2.2.2.3 распределения массы по осям;
2.2.2.4 типа тормозных устройств;
2.2.2.5 числа и расположения и конструкции осей;
2.2.2.6 размеров шин.
Определения термина из разных документов: тип транспортного средства2.29 торможение, управляемое автоматически (automatically commanded braking): Одна из функций комплексной электронной системы управления, заключающаяся в активизации тормозной системы (тормозных систем) отдельных осей транспортного средства для замедления его движения.
Примечание - Активизация происходит в результате автоматической обработки первичной бортовой информации транспортного средства при наличии или отсутствии непосредственного воздействия со стороны водителя.
Определения термина из разных документов: торможение, управляемое автоматически2.6 тормоз (brake): Устройство, в котором возникают силы, препятствующие движению транспортного средства.
Примечание - Таким устройством может быть фрикционный тормоз (когда силы возникают благодаря трению между двумя элементами транспортного средства, перемещающимися один относительно другого), электрический тормоз (когда силы возникают благодаря электромагнитному взаимодействию между двумя элементами транспортного средства, перемещающимися один относительно другого, но не соприкасающимися друг с другом), гидравлический тормоз (когда силы возникают под воздействием жидкости, находящейся между двумя элементами транспортного средства, перемещающимися один относительно другого) или двигательный тормоз (когда силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего воздействия, передающегося от двигателя на колеса).
Определения термина из разных документов: тормоз2.3 тормозная система (braking system): Совокупность частей - органа управления, тормозного привода и собственно тормоза, предназначенных для постепенного замедления движущегося транспортного средства или его остановки, или для удерживания его в неподвижном состоянии после остановки.
Примечание - Перечисленные функции тормозной системы определены в 5.1.2.
Определения термина из разных документов: тормозная система2.15 тормозная система длительного действия (endurance braking system): Дополнительная тормозная система, способная осуществлять и поддерживать в течение длительного времени торможение без существенного уменьшения его эффективности.
Примечание - Термин «тормозная система длительного действия» охватывает такую систему целиком, включая управляющий привод.
2.15.1 Тормозная система длительного действия может представлять собой единое устройство или совокупность нескольких устройств. Каждое такое устройство может иметь собственный орган управления.
2.15.2 Разновидности тормозных систем длительного действия в зависимости от особенностей их органов управления:
Определения термина из разных документов: тормозная система длительного действия2.5 тормозной привод (transmission): Совокупность элементов, расположенных между органом управления и тормозом и обеспечивающих функциональную связь между ними.
Примечания
1 Тормозной привод может быть механическим, гидравлическим, электрическим и гибридным. Если торможение осуществляется полностью или частично с помощью источника энергии, не зависящего от водителя, аккумулятор энергии в системе также является частью тормозного привода.
2 Тормозной привод состоит из двух частей - управляющего привода и передатчика энергии. В тех случаях, когда в настоящем стандарте термин «тормозной привод» применяют без уточнения, подразумевают как управляющий привод, так и передатчик энергии. Управляющую и питающую магистрали между тягачом и прицепом не следует рассматривать как части тормозного привода.
Определения термина из разных документов: тормозной привод2.7 тормозные системы различных типов (different types of braking system): Системы, различающиеся между собой по таким существенным признакам, как:
2.7.1 характеристики элементов тормозной системы;
2.7.2 характеристики материалов, из которых изготовлен хотя бы один элемент, или форма или размеры такого элемента;
2.7.3 комбинации элементов в тормозных системах в сборе.
Определения термина из разных документов: тормозные системы различных типов2.1 транспортное средство (vehicle)
Определения термина из разных документов: транспортное средство2.21.5 тяговая батарея (traction battery): Комплект аккумуляторов, накапливающих электрическую энергию, предназначенную для питания тягового двигателя (двигателей) транспортного средства.
Определения термина из разных документов: тяговая батарея2.5.1 управляющий привод (control transmission): Совокупность элементов тормозного привода, контролирующих работу тормозов, в том числе исполнение управляющей функции, включая необходимый(е) аккумулятор(ы) энергии.
Определения термина из разных документов: управляющий привод2.21.4 уровень электрического заряда (electric state of charge): Текущее значение отношения реального количества электрической энергии, аккумулированного в тяговой батарее, к максимальному количеству электрической энергии, которое может быть в ней аккумулировано.
Определения термина из разных документов: уровень электрического заряда2.21 электрическая рекуперативная тормозная система (electric regenerative braking): Тормозная система, которая в процессе замедления осуществляет преобразование кинетической энергии транспортного средства в электрическую.
Определения термина из разных документов: электрическая рекуперативная тормозная система2.21.2 электрическая рекуперативная тормозная система категории A (electric regenerative braking system of category А): Электрическая рекуперативная тормозная система, не являющаяся частью рабочей тормозной системы.
Определения термина из разных документов: электрическая рекуперативная тормозная система категории A2.21.3 электрическая рекуперативная тормозная система категории В (electric regenerative braking system of category В): Электрическая рекуперативная тормозная система, являющаяся частью рабочей тормозной системы.
Определения термина из разных документов: электрическая рекуперативная тормозная система категории В2.24 электрическая управляющая магистраль (electric control line): Электрическая цепь, соединяющая тягач и прицеп, управляющая торможением прицепа и включающая в себя электрический кабель, электрический разъем, а также элементы, служащие для передачи информации и для электропитания управляющего привода тормозов прицепа.
Определения термина из разных документов: электрическая управляющая магистраль2.8 элемент тормозной системы (component of braking system): Одна из частей, совокупность которых после сборки образует тормозную систему.
Определения термина из разных документов: элемент тормозной системы2.5.2 энергетический привод (energy transmission): Совокупность элементов, обеспечивающих снабжение тормозов энергией, необходимой для их функционирования, включая аккумулятор(ы) энергии, необходимый(е) для работы тормозов.
Определения термина из разных документов: энергетический привод
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.